- информационная модель художественной речи
- I. Ситуация общения:1) общение со многими людьми через художественные произведения;2) основные функции речи: эстетическая и коммуникативная;3) основные задачи речи: используя художественный вымысел, нарисовать живую, образную картину;передать читателю чувства, переживаемые автором, вызвать в душе читателя отклик на содержание произведения.II. Стилевые черты:1) конкретность;2) образность;3) эмоциональность.III. Языковые средства:1) средства, помогающие выразить конкретность высказывания: конкретная лексика;единственное и множественное число существительных в конкретном значении;глаголы совершенного вида как более конкретные по сравнению с глаголами несовершенного вида;личные местоимения в конкретном значении;2) языковые особенности, обусловленные образностью художественной речи: употребление слов в переносном значении;обыгрывание многозначности слова;использование синонимических средств всех языковых уровней;синонимия глагольных времен;глаголы с приставкой за- со значением начала действия;полные прилагательные в художественных описаниях;краткие прилагательные;предложения с однородными членами в описании и повествовании;сложносочиненные предложения в рассуждениях;диалоги, прямая речь при создании живых, образных картин;периоды;3) языковые средства, передающие эмоциональность автора, направленную на контакт с читателем: интонация живой речи в связи с речевой характеристикой персонажей (выражение желания, побуждения, повеления, просьбы);эмоционально-оценочная лексика;торжественная лексика, разговорная, фамильярная;предложения вопросительные, побудительные;восклицательные предложения;обратный порядок слов (инверсия);односоставные предложения;прямая речь;несобственно-прямая речь. Рассматривая набор стилевых черт, мы можем заметить, что все эти элементы употребляются также и в других стилях. И все же принадлежностью художественного стиля их делает особая иерархия отношений внутри текста, передаваемая в данном случае информационной моделью художественной речи, и, в частности, направленность всех этих средств на раскрытие художественного вымысла, предстающего через набор асемантичных конвенций.
Словарь лингвистических терминов: Изд. 5-е, испр-е и дополн. — Назрань: Изд-во "Пилигрим". Т.В. Жеребило. 2010.